Интервью с Елизаветой Фоменко – абсолютной победительницей наноолимпиады 2021/22

Интервью с Елизаветой Фоменко – абсолютной победительницей наноолимпиады 2021/22
02.05.2022

Абсолютной победительницей по комплексу предметов "химия, физика, математика, биология" XVI Всероссийской олимпиады школьников "Нанотехнологии – прорыв в будущее!" стала 11-классница Елизавета Фоменко из г. Омска. О подготовке к наноолимпиаде, о самых интересных задачах, о мотивации и увлечениях Елизавета поделилась с нами в интервью.

 

Елизавета, прежде всего, мы хотели бы вас поздравить: вы стали абсолютным победителем XVI Всероссийской олимпиады школьников "Нанотехнологии – прорыв в будущее!", став первой по рейтингу по сумме баллов за 4 предмета комплекса (химия, физика, математика, биология). Расскажите нам о своих ощущениях. Было ли это ожидаемо для вас или вы даже не задумывались об этом?

В глубине души я верила в себя и свою победу. По результатам прошлого года я стала второй среди своей возрастной параллели, поэтому стать абсолютным победителем в этом году было моей целью! Конечно, без сомнений не обошлось, но победа стала для меня ожидаемой и очень желанной.

  

Впервые вы начали участвовать в Олимпиаде в 2020/21 учебном году и сразу же стали призером III степени, несмотря на то, что были младше других участников, обучались в 10 классе и еще не успели освоить всю школьную программу. Поделитесь – в чем секрет успеха?

"Нанотехнологии – прорыв в будущее!" – олимпиада по комплексу предметов, поэтому победить в ней, специализируясь на одном предмете, невозможно. Нужно ориентироваться во всех науках. Мой "профиль" – это химия и биология, а в математике и физике я разбираюсь благодаря своей школе: я учусь в физико-математическом классе [БОУ города Омска "Лицей № 64" – Прим.], поэтому изучаю эти науки по углубленным программам. Именно владение знаниями из разных наук и общая начитанность, эрудиция – путь к победе в олимпиаде. 

 

Как вы готовились к Олимпиаде? Что сыграло самую важную роль в подготовке?

"Нанотехнологии – прорыв в будущее!" – олимпиада, которая охватывает огромное количество тем. Вызубрить их все не получится, ведь каждый год для составления задач используются новые исследования. Я читала дополнительную научную литературу: лекции, учебники, статьи; это помогает быть в курсе последних открытий и предполагать, какие примерно темы будут вынесены на олимпиаду. С той же целью проводится ЗНТШ [Заочная Научно-Технологическая Школа – Прим.], в которой я участвовала и в этом, и в прошлом году. Однако наилучший способ подготовки, на мой взгляд, – это прорешивание заданий прошлых лет. Только благодаря этому у меня получилось разработать универсальные и удобные лично мне механизмы решений, подходы к задачам наноолимпиады.

Самую важную роль в подготовке сыграл мой личный интерес к решению олимпиады, без него проделать такую работу было бы невозможно.

 

Помогло ли вам участие в Заочной Научно-Технологической Школе (ЗНТШ'2021), выпускницей которой вы стали, успешно справившись с предложенными тестами?

Да, участие в ЗНТШ’2021 действительно помогло мне в этом году. Особенно полезными стали лекции "Наносистемы доставки лекарств" и "Разбор задач по физике": в них я узнала новую информацию, которую получилось успешно использовать для решения задач заключительного этапа.

  

Став призером прошлой Олимпиады, вы могли принять участие в заключительном этапе текущей Олимпиады, минуя отборочные соревнования. Тем не менее, вы решали задачи отборочного этапа новой Олимпиады. Почему?

Прорешивая сборники заданий прошлых лет, я поняла, что задачи отборочного и заключительного туров связаны друг с другом. Решая задачу отборочного тура, участник углублённо изучает какую-либо тему, и полученные знания используются им на заключительном этапе. Поэтому задачи отборочного этапа в этом году я решала с особым усердием, ведь мне хотелось узнать как можно больше нового и полезного, чтобы успешно выступить в финале.

 

 

Последние 3 года заключительный этап Олимпиады проходит в дистанционном формате с прокторингом – необходимо решать задачи под строгим присмотром членов жюри. Поделитесь своими впечатлениями. Был ли у вас опыт участия в очных состязаниях подобного рода? Можете ли сравнить очный формат с дистанционным?

К сожалению, я не принимала участия в олимпиаде, когда она проходила в очном формате. Однако дистанционный формат для меня очень удобен. Даже находясь под строгим присмотром членов жюри, я чувствовала себя комфортно и уверенно, потому что все прокторы – доброжелательные и понимающие люди. Олимпиада занимает два полных напряженной работой дня, но они пролетели для меня незаметно, во многом благодаря теплой и спокойной атмосфере олимпиады.

 

Волновались ли перед видеособеседованием?

Перед собеседованием я волновалась даже больше, чем во время проведения состязаний олимпиады, ведь хотелось показать себя с лучшей стороны! Я знала, что мне предстоит отвечать на вопросы из совершенно разных областей науки, это было пугающе и одновременно очень интересно. К тому же, мне очень хотелось доказать многоуважаемым членам жюри, что моя победа заслужена, поэтому провести видеособеседование я старалась лучшим образом.

 

Возвращаясь к задачам – расскажите нам, какие из представленных в этом году на отборочном и заключительном этапах запомнились вам больше всего? Какая была самой интересной, на ваш взгляд? Какая самой сложной?

Задания этого года стали моими любимчиками из тех трех лет, которые я принимаю участие в олимпиаде. На отборочном этапе мне особенно запомнились: из отборочного этапа задачи 5 "Целевая и генная терапия – настоящее и будущее фармакологии" и задача 6 "Cre-Lox" по биологии, а также задача 7 "Нанонити" по химии. Из заключительного этапа моими фаворитами стали задачи "Улитка с железной раковиной" и "Благородная шпинель".

Самой сложной для меня оказалась задача "Нанонити" из отборочного этапа по химии (химия ванадия – одна из самых сложных среди d-элементов), а самой интересной стала задача "Cre-Lox" (генетика, пожалуй, – самая интересная из всех существующих наук).

 

Состязания по какому предмету комплекса вам дались сложнее всего?

Труднее всего для меня были задания по предмету "математика": олимпиадные задания кардинально отличаются от школьной базы, и в некоторых задачах мне не хватало знаний, чтобы найти верное решение.

 

Что мотивировало вас участвовать именно в наноолимпиаде?

Впервые я познакомилась с наноолимпиадой в 2019 году, в 9 классе, и влюбилась в нее с первой задачи, потому что "Нанотехнологии" не похожа ни на одну другую существующую олимпиаду. Только в ней можно дать волю научной фантазии для решения задач, ведь наука – это не сухие формулы, а творческое мышление. К тому же, я люблю узнавать новое, поэтому решение каждой задачи приносило мне удовольствие.

 

Принимали ли участие в других Олимпиадах? Поделитесь с нами своими достижениями.

Да, в этом году я постаралась выложиться на максимум. Я смогла стать призером в олимпиадах "Ломоносов" по профилям "химия" и "генетика", "Всесибирской олимпиаде школьников" по химии и биологии. Также я стала победителем регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии и биологии. Но самым приятным моим достижением стала, конечно же, победа в наноолимпиаде!

 

 

Расскажите, чем увлекаетесь?

Несмотря на малое количество свободного времени, интересов у меня очень много! Я люблю играть в большой теннис, рисовать, заниматься рукоделием и косплеем.

 

Какой бы совет вы дали тем школьникам, которые собираются принять участие в наноолимпиаде в следующем году?

Самый главный совет – верьте в себя и никогда не сдавайтесь! Не бойтесь сложных задач, ведь зачастую они оказываются самыми интересными и увлекательными в решении. Порой ответ не лежит на поверхности, но составители задач всегда оставляют подсказки и зацепки, нужно лишь быть внимательными и суметь собрать пазл. Не опускайте руки, и у вас обязательно все получится! Желаю всем удачи!

 

Куда планируете поступать?

С поступлением я еще не определилась точно. Я уверена, что хочу учиться в МГУ, но о факультете еще думаю: выбираю между несколькими.

  

Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить каждого из организаторов наноолимпиады за лучшую олимпиаду. Именно благодаря Вашей кропотливой работе я стала увлекаться наукой и олимпиадами в целом, и сейчас это открывает мне множество возможностей для поступления в вуз мечты многих людей (в том числе и моей). Спасибо за интересные, продуманные задания, за весь объем научного материала, который Вы дарите школьникам. Отдельное спасибо за такие ценные призы, которые меня очень сильно удивили [Набор "умных" устройств Moleskine Smart Writing Set  Прим.]. Спасибо Вам большое за все, что Вы делаете! :)

 

Интервью подготовила Анна Семенова (ФНМ МГУ)
Фото предоставлены Елизаветой Фоменко