Периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Таблица? Пирамида!

Периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Таблица? Пирамида!
18.04.2018

Работа призера II степени Фотоконкурса таблиц Д.И.Менделеева, посвященного Международному году Периодической таблицы химических элементов, XII Интернет-олимпиады по нанотехнологиям Оганесян Екатерины Сергеевны (к.э.н., доцент, Институт химии и проблем устойчивого развития, РХТУ имени Д.И.Менделеева, г.Москва)

 

Идея «Пирамидки Менделеева» возникла случайно, когда мы занимались со школьником, отставшим от программы. Дети умеют задавать внешне простые вопросы, в которых на деле кроется глубокий смысл. Почему первый период непарный, а остальные идут парами? Почему в таблице, даже в развернутой форме, есть пропуски? Почему s-элементы идут по два, p-элементов всегда шесть, d-элементов десять, а f-элементов четырнадцать? Каким будет следующий, восьмой период?

Можно заучить периодический закон, строение и порядок атомных орбиталей, формулы из учебника, но чтобы человек уловил внутреннюю зависимость, нужно не заучивание, а понимание, и мы стали смотреть разные варианты периодических систем. Прямоугольные, треугольные, спиральные – все они имели явные натяжки, связанные с двумерностью, плоскостным изображением. Когда Дмитрий Иванович упорядочивал элементы, он раскладывал на столе старые визитные карточки, на обороте которых были записаны название элемента, атомный вес и формулы основных соединений, поэтому неудивительно, что в итоге получилась таблица. Но периодический закон многогранен и многомерен. Для его отображения двух измерений мало. Мы сделали трехмерную пирамиду.

Нумерация периодов парная, т.к. литий и бериллий вынесены во второй период. Все остальные s-элементы приводятся не в начале привычного периода, а ставятся в конец предшествующего. Пирамида вмещает 120 элементов, распределенных по 8 периодам.

Продолжение – в файле работы...

Полная версия работы Оганесян Екатерины Сергеевны.
Орфография и пунктуация сохранены.
Все права на конкурсные материалы принадлежат автору.