Видео- и фотоматериалы недели науки

Видео- и фотоматериалы недели науки
04.12.2017

С 27 по 30 ноября 2017 года на базе Химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова в рамках XII Всероссийской Интернет-олимпиады по нанотехнологиям прошла неделя науки - открытые мероприятия для всех желающих. Благодарим всех, кто принял участие!

В Галерее сайта опубликованы фоторепортажи мероприятий:

Альбом с лекциями

Альбом с демонстрационными опытами

Ниже приведены видеозаписи всех лекций (доступны также на YouTube канале Олимпиады).

Открытие Недели науки. Вводное слово. Валерий Васильевич Лунин, академик РАН, декан химического факультета МГУ и Евгений Алексеевич Гудилин, член-корреспондент РАН, зам. декана факультета наук о материалах МГУ.

Принципы регуляции и передачи сигнала в организмах. Александр Кириллович Гладилин, д.х.н., профессор химического факультета, зам. директора Университетской Гимназии МГУ.

Основные стадии, интермедиаты и ферменты процессов, протекающих в организмах, особенно, относящихся к первичному метаболизму, надежно установлены во второй половине прошлого века. Тем не менее, живая природа таит еще много загадок. В настоящее время основное внимание исследователей приковано к механизмам передачи сигнала и регуляции сложных биохимических процессов. Современное состояние данной области исследования рассмотрено в рамках анонсируемой лекции.

Сенсоры на основе полупроводниковых материалов. Марина Николаевна Румянцева, д.х.н., профессор, лаборатория химии и физики полупроводниковых и сенсорных материалов, кафедра неорганической химии химического факультета МГУ.

В лекции рассмотрены общие фундаментальные принципы, практические приемы и примеры успешного создания электрохимических сенсорных устройств на основе высокодисперсных полупроводниковых материалов.

Люминесценция на марше. Валентина Владимировна Уточникова, к.х.н., старший научный сотрудник химического факультета МГУ. 

В лекции в увлекательной и простой форме рассказано о явлении люминесценции, современных люминесцентных материалах и их применении в биологии, информационных технологиях, в области защиты документов и создании телекоммуникационных устройств и осветительных приборов.

Химики без границ. Илья Владимирович Воротынцев, д.т.н., профессор кафедры «Нанотехнологии и биотехнологии», Институт физико-химических технологий и материаловедения (ИФХТиМ) Опорного университета - НГТУ им. Р.Е. Алексеева, Президент Международного молодежного союза химиков.

Альберт Эйнштейн, когда встречался первый раз с человеком спрашивал его, как вы думаете, окружающий вас мир это дружественная или враждебная среда? И, ведь, правда, самое важное решение, которое мы можем принять: собираемся мы жить в дружественной или враждебной нам Вселенной. Согласно Эпиктету, не обстоятельства делают нас счастливыми, а то, как мы их воспринимаем. Негативное или позитивное отношение определяет и качество нашей жизни, и наши надежды. В одном недавнем исследовании выяснилось, что если мы относимся ко всему весело и позитивно, а также помогаем другим людям, то риск преждевременной смерти уменьшается на 38%. В лекции предлагается обсудить вопросы хемофобии, насколько химия враждебна человеку или наоборот дружелюбна, или без нее жизни нет и не было бы? Рассмотрим примеры мембранных технологий, полидисциплинарных взаимодействий химии, физики и электроники. Вторая часть лекции будет посвящена роли личности в истории, каким образом Менделеев решил организовать Российское химическое общество, и какие процессы сейчас происходят в мире химии и химиков.

Оптические сенсорные системы для определения маркеров нейромедиаторного обмена - катехоламинов: от простого к сложному. Ирина Анатольевна Веселова, к.х.н., доцент кафедры аналитической химии химического факультета МГУ.

Метаболизм катехоламинов составляет основу нервной медиации, как периферической, так и центральной нервной системы. В связи с тем, что количество катехоламинов и их метаболитов в норме и при патологии меняется, это позволяет их использовать в качестве диагностических маркеров, как при проведении фундаментальных исследований, так и в клинической медицинской практике. Катехоламины, такие как дофамин, адреналин, норадреналин являются биологически активными веществами, участвующими в регуляции нервной деятельности, сердечно-сосудистой системы, системы липопероксидации, в энергетическом обмене и сократительной способности миокарда, в микроциркуляции и снабжении тканей кислородом, в регуляции эмбриогенеза. Авторами работы создаются новые распознающие пленочные сенсорные покрытия для высокочувствительного, селективного и экспрессного определения маркеров нейромедиаторного обмена оптическими методами: спектрофотометрии, флуоресценции и гигантского комбинационного рассеяния в лекарственных препаратах, биологических жидкостях, клетках.

Солнечная энергетика. Алексей Борисович Тарасов, к.х.н., зав. лабораторией новых материалов для солнечной энергетики факультета наук о материалах МГУ.

В лекции рассматриваются теоретические и практические аспекты создания новых поколений материалов для солнечной энергетики и будущее альтернативных источников энергии.

Углеродные наноматериалы с точки зрения школьной программы. Михаил Валерьевич Коробов, д.х.н., профессор, лаборатория химической термодинамики химического факультета МГУ. 

Лекция рассчитана на учителей химии и студентов. Открытие фуллеренов, получение графена и нанотрубок пока никак не отразились в школьной программе. Такое заключение можно сделать, просмотрев материалы ЕГЭ-2018. Автор доклада постарается показать, что во многих случаях понятия из школьного курса химии и физики позволяют разобраться в свойствах новых наноматериалов. А как можно расширить наши привычные представления, какие новые понятия можно или следует ввести в школьную химию, опираясь на результаты, полученные при исследовании «углеродных нано»? Автор напомнит историю первого получения фуллеренов и графена, расскажет о некоторых сегодняшних исследованиях в области углеродных наноматериалов.

Трехмерная печать биологических материалов. Валерий Иванович Путляев, к.х.н., доцент химического факультета МГУ. 

В лекции рассказано о новой, быстро развивающейся аддитивной технологии, современной технологии прототипирования или трехмерной печати. Особый акцент сделан на создании биокерамики и имплантов сложной формы путем моделирования и экспериментального достижения оптимальной микроструктуры, обеспечивающих максимальную прочность и биосовместимость в таких высокотехнологичных изделиях, являющихся, в то же время, продуктом глубоких и многолетних исследований фундаментальной науки.

Радиохимия вчера, сегодня, завтра… Степан Николаевич Калмыков, член-корреспондент РАН, д.х.н., профессор, зам. декана химического факультета, зав. кафедрой радиохимии МГУ.

В лекции специалиста в области радиохимии рассказано об экзотической области химии – радиохимии, развитие которой в современном мире идет гигантскими темпами в области энергетики, ядерной медицины и других радиационных технологий, обеспечивающих устойчивое развитие общества.

Как пробудить и развить интерес школьников и студентов к химии. Татьяна Николаевна Шеховцова, д.х.н., профессор, зам. зав. кафедрой аналитической химии по учебной работе, химический факультет МГУ.

Химия - наука экспериментальная. Заинтересовать школьников заучиванием химических законов, свойств соединений, химических уравнений невозможно без проведения наглядных химических опытов. Экспериментальные навыки необходимы студентам, поступившим в химические вузы, поскольку с первых шагов в обучении они сталкиваются с необходимостью выполнять многочисленные лабораторные работы. В лекции обсуждены некоторые аспекты преподавания аналитической химии на химическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова: логика построения учебного курса, методика преподавания, проведение практических занятий, выполнение научных исследований в рамках курсовой работы, привлечение студентов к участию в научных конференциях.

Как сделать практикум по химии эффективным. Наталья Игоревна Морозова, к.х.н., доцент, СУНЦ МГУ.

Как сделать практикум действительно полезным для усвоения курса в частности и развития мышления в целом? Мы видим три основных «компонента успеха». Школьник должен вынести из практикума:

- ЧТО реально наблюдалось в эксперименте?

- ПОЧЕМУ так происходит и что из этого СЛЕДУЕТ?

- КАК поставить эксперимент, чтобы он адекватно отвечал заданной цели?

Мы расскажем о способах, которые используем в СУНЦ МГУ, чтобы этого добиться, о проблемах, с которыми сталкиваемся, дадим рекомендации по проведению лабораторных работ.

Взрывы без остановки. Евгений Алексеевич Гудилин, член-корреспондент РАН, зам. декана факультета наук о материалах МГУ и Сергей Геннадьевич Дорофеев, к.х.н., доцент кафедры неорганической химии химического факультета МГУ.

Получасовая череда лучших взрывов, красивых и красочных экспериментов из лекционных опытов химического факультета МГУ (с краткими пояснениями между взрывами и развеиванием дыма).

Права принадлежат авторам. При любом использовании материала необходимо разрешение автора. Фотоматериалы - к.х.н. А.А.Семенова (ФНМ МГУ). Видео - А.Ю.Поляков (ФНМ МГУ).