Весенняя Проектная Школа-конференция (ВПШ’2023) проводится в третий раз. Традиционно школа объединяет финалистов конкурса проектных работ «Гениальные мысли» Олимпиады школьников «Высокие технологии и материалы будущего» (ранее – «Нанотехнологии – прорыв в будущее!»). В отборочном этапе конкурса приняли участие 101 школьник 5 – 11 классов из 4 стран и 28 субъектов РФ. На основании конкурсных заявок в финал были отобраны 33 самые интересные работы, авторы которых представили свои проекты перед членами жюри на ВПШ.
Открытие школы состоялось 14 марта. С приветственными словами к участникам обратились представители организаторов – Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова Российской академии наук – и партнера ВПШ – Фонда инфраструктурных и образовательных программ.
Гудилин Евгений Алексеевич, член-корреспондент РАН, д.х.н., профессор, заведующий кафедрой наноматериалов и заместитель декана факультета наук о материалах, заведующий лабораторией неорганического материаловедения кафедры неорганической химии химического факультета МГУ, подчеркнул правильность выбора проектной деятельности участниками школы: «Это и комплексное развитие самих участников, и вклад в копилку национального достояния нашей необъятной Родины».
«Выступление на ВПШ – это не экзамен, это обсуждение научной работы, общение с возможными будущими коллегами. Рассказ о научной работе, умение отстаивать свою позицию и доказывать свои результаты – основной инструмент, чтобы двигаться вперед и развивать свои научные навыки и, главное, делать открытия, которые важны не только для вас, но и для многих других людей, которые, возможно, смогут внедрить ваши открытия в практику и сделать нашу жизнь лучше», – отметил Евгений Алексеевич.
Смирнова Мария Николаевна, к.х.н., заместитель директора по молодежной политике ИОНХ РАН, рассказала об опыте взаимодействия ИОНХ РАН со школами и образовательными комплексами Москвы. С 2017 года ИОНХ РАН принимает участие в реализации проекта Департамента образования и науки города Москвы «Академический (научно-технологический) класс в московской школе». Основной целью деятельности Института в этом направлении является популяризация науки и привлечение молодых исследователей к научной работе. Участникам школы Мария Николаевна пожелала развивать такие важные качества, как пытливость ума, склонность к исследованиям, к новаторскому мышлению, независимо от того, с чем будет связана дальнейшая деятельность.
Нисимов Станислав Урилович, к.ф.-м.н., доцент, директор департамента образовательных программ и профессиональных квалификаций ФИОП, в приветственном слове рассказал слушателям о ФИОП – институте развития, который занимается выращиванием стартапов, основанных на самых передовых разработках и научных достижениях в сфере высоких технологий. Со стороны ФИОП, оценки проектных работ, в том числе и детских, основаны на том, кому нужна эта работа, кому нужны результаты этой работы, где они могут быть использованы, кто их может купить. Станислав Урилович также сделал акцент на широкой географии участников – авторов проектных работ и пожелал финалистам спокойствия, уверенности и удачи.
Карлов Сергей Сергеевич, д.х.н., профессор, и.о. декана химического факультета МГУ, отметил важность мультидисциплинарности Олимпиады, победители и призеры прошлых сезонов которой стали успешными студентами Московского университета. ВПШ как одно из мероприятий Олимпиады позволяет участникам, с одной стороны, доложить свои проекты, а, с другой стороны, что очень важно, получить качественную экспертную оценку со стороны. В завершении выступления Сергей Сергеевич пригласил участников поступать в Московский университет. «Именно МГУ может дать качественное теоретическое образование и практическую базу. Московский университет дает возможность выстраивать междисциплинарные связи между разными отраслями наук, эта возможность совершенно бесценна. Все современные открытия делаются на стыке наук. Главное – сделать правильный выбор – поступить в МГУ».
Основной блок ВПШ включал выступления финалистов конкурса проектных работ «Гениальные мысли». Работы школьников на заключительном этапе оценивались по нескольким критериям: идея работы, цели, задачи; новизна работы; основные результаты; ответы на вопросы, знание работы и темы; выводы, заключение, перспективы; качество доклада и презентация; цитирование литературных источников. Финальный балл составлял сумму 20% баллов, набранных на отборочном этапе, и 80% баллов, полученных на заключительном.
Победителями конкурса в 2022/23 году стали 8 школьников из Москвы, Красноярска, Санкт-Петербурга, Пензы и Ханты-Мансийска. Призерами II степени – 16 обучающихся, III степени – 5. Победители и призеры конкурса награждаются медалями, дипломами и сувенирными комплектами Олимпиады.
Лауреатами конкурса в номинации Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова Российской академии наук «Лучшая работа по общей и неорганической химии» объявлены 3 школьника из Москвы и Красноярска, которые дополнительно награждаются памятной медалью Н.С.Курнакова и книгой А.Б.Щербакова и В.К.Иванова «Практикум по наноматериалам и нанотехнологиям». Обучающийся 11 класса Всеволод Иорданский из Москвы, ставший первым по рейтингу, также приглашается на экскурсию по Институту.
Лидерами конкурса в номинации Фонда инфраструктурных и образовательных программ «Инновационный продукт как проект» стали 7 школьников из Москвы, Ханты-Мансийска, Воткинска, Уфы, Тюмени, а также Могилёва (Беларусь). При подведении итогов эксперты ФИОП учитывали не только выступления на ВПШ, но и ответы на вопросы номинации, которые авторы направляли в заявках на конкурс. Школьники награждаются специальными подарками.
Итоговые результаты и победители в номинациях представлены в файле:
Таблица с итоговыми результатами конкурса проектных работ школьников "Гениальные мысли". Посмотреть результаты
Подробное расписание ВПШ'2023, информация об организаторах и партнере, тезисы школьных проектных работ участников собраны в сборнике материалов: