Нанотехнологии в образовании

Нанотехнологии в образовании
29.09.2020
Настоящий видеокурс включает лекции ученых, преподавателей, учителей, а также примеры докладов школьников в области проектной и исследовательской деятельности.
 
 
Курс предназначен для учителей и преподавателей, занимающихся подготовкой школьников к НИР и их участию в конкурсе проектных работ Всероссийской олимпиады "Нанотехнологии - прорыв в будущее!".
 
Видеокурс состоит из двух частей и включает блоки по опыту организации дистанционной и практической работы со школьниками, практические примеры успешных школьных проектов Всероссийской олимпиады по нанотехнологиям, а также рекомендации по выбору перспективных тем проектных работ для новых команд, реализующих НИР в области нанотехнологий. Материалы курса размещены на видеоканале Олимпиады. Для консультаций по курсу рекомендуется использовать группы Олимпиады ВКонтакте или Фейсбуке
 

Часть 1. Опыт организации дистанционной и практической работы со школьниками

Блок А. Школьные проекты и особенности подготовки школьников к исследовательской деятельности

В данном блоке приведены лекции и выступления для ознакомления с общими подходами и конкретным практическим опытом работ в области планирования и реализации проектной и исследовательской деятельности школьников.

 

Лекция 1. Проектная работа школьников для будущего и карьеры.

Лектор - доктор химических наук, заместитель декана факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова, член - корреспондент РАН Евгений Алексеевич Гудилин. Семинар для учителей по вопросам проектной деятельности: возможные темы проектных работ и инструменты их реализации, опыт олимпиады по нанотехнологиям в проведении конкурсов проектных работ.  

  

 

Лекция 2. Проектная деятельность в школьном образовании: модный тренд или ключевое направление. 

Лектор - доктор химических наук, профессор, заместитель директора Университетской гимназии по развитию инновационной деятельности МГУ имени М.В.Ломоносова Александр Кириллович ГладилинЛекция для учителей и наставников с анализом общих тенденций развития направлений проектной деятельности школьников и примерами реализации проектной деятельности в Университетской гимназии МГУ.

 

Лекция 3. Проектная работа школьника - новая возможность в современном образовании. 

Лектор: кандидат химических наук, доцент кафедры неорганической химии химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Андрей Васильевич Харченко. Лекция об опыте проведения исследовательских работ сотрудниками химического факультета МГУ на базе московских школ.

 

 

Лекция 4. Технологии проектной деятельности в школе. 

Лектор - Чопорова Жанна Владиславовна, учитель физики, ГБОУ Школа № 1575, г. Москва.

 

Лекция 5. Организация проектной деятельности обучающихся в рамках работы лаборатории нанотехнологий и зондовой микроскопии КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края».

Лектор - Ильясова Ксения Георгиевна, учитель химии, КГБОУ "Бийский лицей-интернат Алтайского края", г. Бийск.

 
Лекция 6. Из опыта организации проектной деятельности школьников в области высоких технологий.
 
Лектор - Бозаджиев Вадим Юрьевич, учитель биологии, МБОУ "Гимназия № 117", г. Ростов-на-Дону.

 
Лекция 7. Организация проектной деятельности учащихся по нанотехнологиям в рамках лицея.
 
Лектор - Лаврентьев Анатолий Генрихович, учитель физики и информатики, МБОУ "Лицей № 2", г. Чебоксары.

 

Лекция 8. Центр молодежного инновационного творчества «Нанотехнологии»: Наномир в 3D. Как преуспеть в современном мире.

Лектор - Игорь Владимирович Яминский, д.ф.-м.н., профессор, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.

 

Лекция 9. Исследовательские работы школьников в СУНЦ МГУ.

Лектор - кандидат химических наук, доцент Специализированного учебно-научного центра (факультета) – школы-интерната  имени А.Н. Колмогорова МГУ имени М.В.Ломоносова Наталья Игоревна Морозова.

 

Лекция 10. Опыт проведения химических смен в Образовательном Центре «Сириус».

Лектор - кандидат химических наук, доцент кафедры неорганической химии химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова  Андрей Анатольевич Дроздов.

 

Блок Б. Организация демонстрационной и экспериментально-практической деятельности

В блоке приведены лекции и семинарские занятия по проведению демонстрационных, зрелищных опытов и подготовке экспериментально-практических работ, проводимых при участии школьников. 

 

Лекция 11. Демонстрационные опыты

Ведущий - доктор химических наук, заместитель декана факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова, член - корреспондент РАН Евгений Алексеевич Гудилин. Лекция - семинар по обсуждению традиционных демонстрационных опытов по химии и нанохимии для школьников и их возможной связи с междисциплинарной подготовкой школьников в области нанотехнологий.

  

 

Лекция 12. Демонстрация химических экспериментов "Взрывы без остановки"

Ведущий - доктор химических наук, заместитель декана факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова, член - корреспондент РАН Евгений Алексеевич Гудилин. Экспериментатор: кандидат химических наук, доцент кафедры неорганической химии химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Сергей Геннадьевич ДорофеевЛекция - семинар с демонстрацией типичных и эффектных опытов с участием слушателей - школьников в их проведении.

 

 

Лекция 13. Как сделать практикум по химии эффективным?

Лектор - кандидат химических наук, доцент Специализированного учебно-научного центра (факультета) – школы-интерната  имени А.Н. Колмогорова МГУ имени М.В.Ломоносова Наталья Игоревна МорозоваЛекция - семинар по опыту эффективной организации исследовательского практикума для учащихся СУНЦ МГУ.

Блок В. Теоретическая подготовка школьников к участию в олимпиадах.

В блоке приведены лекции и мастер - классы, связанные с выработкой подходов по теоретической и психологической подготовке школьников к участию в междисциплинарных олимпиадах высокого уровня.

 

Лекция 14. Информационные ресурсы Наноолимпиады

Ведущий - доктор химических наук, заместитель декана факультета наук о материалах МГУ имени М.В.Ломоносова, член - корреспондент РАН Евгений Алексеевич Гудилин. Вебинар для учителей и участников олимпиады по web-инструментам реализации олимпиады по нанотехнологиям.

  

 

Лекция 15. Чему учат олимпиады по химии школьников и учителей?

Лектор - доктор физико-математических наук, профессор МГУ имени М.В.Ломоносова Вадим Владимирович Еремин. Установочная лекция - семинар по организации подготовки школьников к олимпиадам высшего уровня.

 

Лекция 16. Как пробудить и развить интерес школьников и студентов к химии?

Лектор - доктор химических наук, профессор, зам. зав. кафедрой аналитической химии по учебной работе  химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Татьяна Николаевна ШеховцоваУстановочная лекция - семинар по организации работ по повышению интереса и проведению профориентации школьников в области химии.

  

 

Лекция 17. Опыт дистанционного консультирования проектных работ школьников

Лектор - доктор биологических наук, профессор биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова Георгий Владимирович МаксимовЛекция - семинар по опыту использования платформ дистанционного образования для удаленного научного консультирования команд школьников в процессе выполнения исследовательских школьных проектных работ.

 

Лекция 18. Дистанционные курсы химического факультета для подготовки абитуриентов по химии: организация обучения, результаты и перспективы.

Лектор - Елена Владимировна Карпова, к.х.н., доцент, кафедра неорганической химии химического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова.

 

Лекция 19. Довузовская подготовка школьников на химическом факультете МГУ.

Лектор - Владимир Викторович Миняйлов, к.х.н., Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова.

 

Лекция 20. Российское химическое образование. 

Лектор - Валерий Васильевич Лунин, академик РАН, профессор, президент химического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (мемориальное выступление).

 

Часть 2. Практические примеры успешных школьных проектов Всероссийской олимпиады по нанотехнологиям

Блок Г. Конкурсные выступления и доклады школьников по своим школьным проектам

В блоке для практического анализа информации приведены конкурсные выступления и доклады школьников по научно - исследовательской работе в рамках Всероссийской олимпиады "Нанотехнологии - прорыв в Будущее!".

 

Наночастицы берлинской лазури – красивый пигмент и «умный катализатор». Боброва Дарья Викторовна, 7 класс, ГБОУ Школа № 1575, г. Москва – победитель I степени.

 

Влияние разных полимеров на свойства ягодного желе. Шевченко Роза Александровна, 5 класс, МБОУ СОШ № 162, г. Новосибирск – призер II степени.

 

Дендриты меди – реализация принципа самоподобия в природе. Клепинина Валерия Сергеевна, 7 класс, ГБОУ Школа № 1575, г. Москва – призер III степени.

 

Разработка метода модификации архитектурного бетона с применением углеродных нанотрубок. Беспалова Елизавета Андреевна, МАОУ "Лицей 44" г. Липецка, Детский технопарк «Кванториум», г. Липецк – победитель I степени.

 

Разработка программного обеспечения для измерения объектов при наноисследованиях. Литвиненко Анастасия Павловна, МБОУ "Гимназия № 117", г. Ростов-на-Дону – призер II степени.

 

Использование наноглины для комплексной очистки сточных вод. Андреева Юлия Евгеньевна, Ключникова Ксения Александровна, МБОУ "Лицей № 2", г. Чебоксары – победители I степени.

 

Влияние времени хранения на изменение физических свойств барьерных пленок с нанокомпозитами глины. Лаврентьева Анастасия Анатольевна, МБОУ "Лицей № 2", г. Чебоксары – призер II степени.

 

Углеродные нанотрубки – свойства, способы получения и применения. Исаев Даниил Викторович, ГБОУ "СОШ № 57 с реализацией дополнительных программ в области искусств", г. Севастополь призер III степени.

 

Композитная арматура для опор контактной сети на основе базальтопластика. Емельянов Илья Сергеевич, Медведев Вадим Дмитриевич, МБОУ "Лицей № 2", г. Чебоксары – призеры III степени.

 

Инновационное антибактериальное нанопокрытие. Банков Александр Александрович, ГАОУ ТО "ФМШ", г. Тюмень – призер II степени.

 

Материал для биосенсоров на основе пористого кремния. Сидоров Владимир Дмитриевич, МБОУ Школа № 148 г.о. Самара, г. Самара – призер II степени.

 

Синтез и определение формы и размера наночастиц серебра по визуальным характеристикам. Подсевалова Елизавета Николаевна, ГБОУ гимназия № 278 имени Б.Б. Голицына Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, г. Санкт-Петербург – призер III степени.

 

Разработка и создание гибкого портативного фотоэлектрического преобразователя (ФЭП) на основе наноэлектронных компонент. Дробот Дмитрий Андреевич, МБОУ "Школа №91", ГБУДО ЦМИНК Кванториум, г. Нижний Новгород – победитель I степени.

Блок Д. Перспективные темы проектных работ школьников

В этом разделе приведен краткий анализ перспективных тем школьных проектов. При использования для подготовки и реализации НИР школьников необходим предварительный анализ доступности реактивов и методов, кратко описанных в каждой теме. Предлагаемые темы могут выступать в качестве основы для практических занятий по данному курсу, позволяющих лучше усвоить и практически воплотить в жизнь материалы видеолекций и выступелений, представленных в настоящем видеокурсе.

В основе всех материалов лежат оригинальные лекции ученых и педагогов, посвященные вопросам образования и практической подготовки школьников, в том числе по вопросам реализации научно-исследовательских  проектов. Материалы Блока Г опубликованы с согласия авторов и их родителей.
Использование в коммерческих целях и скачивание файлов запрещено. При использовании лекций в некоммерческих целях обязательна ссылка на название лекции, автора и гиперссылка на исходный материал. Все лекции разработаны в рамках проведения серии Всероссийских олимпиад "Нанотехнологии - прорыв в будущее!" по заданию Фонда Инфраструктурных и Образовательных Программ (группа РОСНАНО)